Не пропусти
Главная / Рынки / Новости фьючерсов и сырьевых рынков / Евросоюз отрезал Белоруссию от своих рынков нефтепродуктов От Reuters

Евросоюз отрезал Белоруссию от своих рынков нефтепродуктов От Reuters

Евросоюз отрезал Белоруссию от своих рынков нефтепродуктов От Reuters

МОСКВА/МИНСК/КИЕВ (Рейтер) — Новый пакет санкций Евросоюза отрежет Белоруссию от европейского рынка нефтепродуктов, однако последствия могут нарушить и торговые связи соседних с республикой стран, считают источники в отрасли.

Белорусская нефтяная отрасль уже находится под давлением санкций США, предписавших до 3 июня прекратить все отношения с рядом компаний, включая Белнефтехим и НПЗ Нафтан.

Вступившие в силу 25 июня санкции устанавливают запрет на импорт в страны ЕС нефтепродуктов, произведенных или вывезенных из Белоруссии, их покупку или перевозку — https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:L:2021:224I:FULL&from=EN.

Санкции включают в себя также запрет на оказание технической помощи, брокерских услуг, финансирования и страхования указанных топливных грузов.

Перечень запрещенных к покупке, импорту и транспортировке грузов включает в себя практически полный список продукции переработки нефти: группу нефтепродуктов под кодом ТН ВЭД 2710, включающую все легкие, средние и тяжелые дистилляты (автобензины, дизтопливо, керосин и мазут), а также смазочные масла, группу 2711 (сжиженные углеводородные газы), группу 2712 (парафины), группу 2713 (нефтяной кокс и битумы) и группу 2715 (битумные мастики и битуминозные смеси).

Нефтепродукты в Белоруссии производят два НПЗ — Мозырский и Новополоцкий, обеспечивающие не только внутренний рынок страны, но и экспортирующие значительную часть топлива на рынки Украины, Польши, Венгрии и других стран Евросоюза.

При фактическом объеме переработки в 18 миллионов тонн в год два НПЗ выпускают в общей сложности около 3,2 миллиона тонн автобензинов и около 6,5 миллиона тонн дизтоплива, при этом на внутреннее потребление приходится менее трети от объема производства автобензинов (около 1,2 миллиона тонн) и около половины дизтоплива (3,0 миллиона тонн) в год.

Основной проблемой остается выпускаемый белорусскими НПЗ высокосернистый мазут, большую часть которого в республике не могут перерабатывать и вынуждены экспортировать.

Новый пакет санкций Евросоюза вынудит трейдеров отказаться от покупки белорусского топлива, говорят отраслевые источники.

«Те, кто работает на европейском рынке, покупать не будут. Но, насколько я понимаю, для трейдеров, скажем, из Китая или Турции, эти санкции последствий иметь не будут», — сказал один из них.

Санкции не коснутся контрактов, заключенных до 25 июня 2021 года или дополнительных соглашений, необходимых для их выполнения, говорится в документе. Основная часть топлива белорусских НПЗ реализуется по долгосрочным контрактам, но крупные объемы продаются также на спотовых торгах через биржевую площадку.

Санкции Евросоюза могут поставить под удар не только экспорт белорусских сжиженных углеводородных газов, но и транзитные поставки СУГов из РФ в Польшу, считают трейдеры.

Основным производителем СУГ в Белоруссии является Белорусский ГПЗ, на долю которого приходится 2/3 выработки (около 300.000 тонн из 470.000 тонн), остальное — на Мозырский НПЗ.

Потребление СУГ на рынке Белоруссии в последние годы находится на уровне около 130.000-140.000 тонн, остальное экспортируется (320.000-330.000 тонн), в основном, около 90% от общего экспорта, на рынок Украины.

По данным польской ассоциации СУГ, в 2020 году импорт пропан-бутана из Белоруссии в Польшу сократился более чем вдвое — до 60.000 тонн со 135.000 тонн в 2019 году из-за перенаправления объемов на более премиальный украинский рынок.

В феврале 2021 года Россия и Белоруссия заключили соглашение о перевалке в течение трех лет до 9,8 миллиона тонн нефтепродуктов белорусских НПЗ через балтийские порты Усть-Луга и Санкт-Петербург.

Пока не ясно, повлекут ли за собой новые санкции Евросоюза какие-то последствия для переваливающих белорусские нефтепродукты российских терминалов.

«По идее, соглашение заключено до даты «Х» (25 июня), поэтому проблем с перевалкой быть не должно, но юристам еще работать с этим вопросом», — сказал один из отраслевых источников.

Минтранс РФ отказался от комментариев.

Открытым пока остается вопрос и об экспорте белорусских нефтепродуктов и сжиженных газов в Украину, стремящуюся стать членом Евросоюза.

Собственных перерабатывающих мощностей Украине не хватает для удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

По данным консалтинговой группы А-95, доля импорта дизтоплива на Украине в 2020 году составила около 85%, при этом около 30% пришлось на поставки из Белоруссии.

Получить оперативный комментарий минэнерго Украины не удалось.

Весной этого года Украина, столкнувшаяся с падением поставок нефтепродуктов из России после ареста продуктопровода ПрикарпатЗападтранс и снижением импорта из Белоруссии с началом ремонта Мозырского НПЗ, вынуждена была резко увеличить закупки дизтоплива через свои морские порты.

(Наталья Чумакова, Дамир Хальметов, при участии Глеба Столярова, Павла Политюка, Максима Назарова, редактор Александр Ершов)